BloombergNEF Средние цены на АКБ упадут ниже 100 долларов США за кВт-ч к 2024 году
Потрясения в цепи поставок систем накопления энергии вызывают краткосрочный рост цен на литий-ионные аккумуляторы, но в целом тенденция снижения цен сохраняется, и к 2024 году средние цены могут опуститься ниже 100 долларов США/кВт*ч.
Это следует из последнего выпуска ежегодного исследования BloombergNEF о ценах на батареи в различных секторах, включая электромобили с питанием от батарей (BEV) и стационарные аккумуляторные системы хранения энергии (BESS).
После того, как в прошлом году исследование показало, что некоторые аккумуляторные батареи предлагались по цене менее 100 долларов США за кВт*ч, средняя цена на рынках как BEV, так и BESS по всему миру составила 137 долларов США за кВт/ч в 2020 году, что на 89% меньше, чем в 2010 году.
В 2021 году, по данным BloombergNEF, средний показатель упал до US$132/кВт*ч, что на 6% ниже прошлогодних данных, которые аналитики компании с тех пор пересмотрели до US$140/кВт*ч. В США аккумуляторы стоили примерно на 40% дороже, а в Европе — на 60%.
Если рассматривать конкретно BEV, то средневзвешенные по объему цены на блоки составили 118 долларов США за кВт*ч, а на элементы батареи — 97 долларов США за кВт*ч, что говорит о том, что на элементы приходится более высокая доля общей стоимости (82%), чем около 70%, наблюдавшейся в последние пару лет.
Несмотря на то, что снижение стоимости указывает на благоприятное будущее для электрифицированной мобильности и стационарного применения батарей, вторая половина этого года во многих отраслях характеризовалась ростом цен на сырьевые товары.
Батареи от этого ни в коей мере не застрахованы: стоимость электролитов и других ключевых материалов растет. Рост цен на сырье означает, что в 2022 году средняя цена аккумулятора может снова вырасти до 135 долларов США за кВт/ч, согласно прогнозу BloombergNEF. Это может повлиять на экономическое обоснование как для BEV, так и для BESS.
Глава BloombergNEF Джеймс Фрит, занимающийся исследованиями в области хранения энергии, сказал, что рост цен во второй половине года оказался недостаточным, чтобы остановить общее снижение цен за год.
Однако Фрит, который был ведущим автором нового отчета, отметил, что средняя цена никель-марганец-кобальтовой (NMC) ячейки с химическим соотношением 8:1:1, по оценкам, будет на 10 долларов США за кВт*ч выше в 4 квартале 2021 года, чем в первом квартале года, и приблизится к цене около 110 долларов США за кВт*ч.
Глава отдела металлов и добычи BloombergNEF Кваси Ампофо сказал, что цены на литий в 2021 году «существенно выросли» в результате таких факторов, как ограничения в глобальных цепочках поставок, растущий спрос в Китае и Европе и недавнее ограничение производства в Китае из-за проблем с энергетикой и окружающей средой.
«Хотя мы ожидаем, что спрос продолжит расти в 2022 году, другие факторы, такие как глобальные ограничения в цепочке поставок и ограничения производства в Китае, должны быть устранены к 1 кварталу 2022 года. Это поможет снизить цены на литий», — сказал Ампофо.
Остается надеяться, что проблемы с цепочкой поставок окажутся краткосрочными. Месяц назад аналитики BloombergNEF подготовили еще один отчет, в котором предсказали глобальный бум установки BESS, назвав 2020-е годы «десятилетием накопителей энергии».
BloombergNEF прогнозирует, что к 2030 году совокупный объем развертывания в мире солнечных электростанций и систем накопления энергии достигнет 358 ГВт / 1 028 ГВт*ч, при этом для достижения этой цели будет инвестировано более 260 млрд. долларов США по сравнению с 17 ГВт / 34 ГВт*ч в режиме онлайн на конец 2020 года.
Даже низкозатратный LFP не застрахован от волн цен на сырьевые товары
Одной из интересных тенденций в области литий-ионных батарей, обсуждаемых в последние пару лет, является рост спроса на элементы с катодом из фосфата железа лития (LFP).
Имея более низкую плотность энергии, чем NMC, но и более низкую стоимость, LFP-элементы некоторое время избегались автопроизводителями из-за их недостаточной пригодности для BEV. Однако они начали более широко применяться для BESS, отчасти из-за их более высокой устойчивости к высоким температурам, чем NMC, что, по мнению некоторых, делает их более безопасными и снижает вероятность теплового разгона.
Однако, как отметили эксперты из McKinsey на вебинаре в начале этого года, LFP-элементы начинают рассматриваться производителями BEV для транспортных средств с меньшим радиусом действия и начального уровня рынка.
BloombergNEF отметил, что хотя в 2021 году LFP-элементы были почти на 30% дешевле, чем NMC-элементы, LFP очень подвержены влиянию цен на карбонат лития, которые растут. С сентября производители в Китае подняли цены на свои LFP-элементы на 10%-20%.
Аналитическая компания заявила, что хотя исторические тенденции свидетельствуют о том, что средняя цена упаковки всех типов литий-ионных батарей, скорее всего, упадет ниже 100 долларов США за кВт*ч к 2024 году, если цены на сырье сохранятся, этот срок может быть отодвинут на два года.
Кстати, US$100/кВт*ч — это примерно тот порог, при котором BEV становятся конкурентоспособными по стоимости — и приносят такую же прибыль — как и автомобили с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Вопрос в том, когда, а не если, цены на аккумуляторы опустятся ниже этого порога, но динамика рынка в этом году внесла неопределенность, отмечает BloombergNEF.
Снижение стоимости аккумуляторов и совершенствование технологий может быть достигнуто за счет инвестиций в R&D, а также за счет расширения мощностей, считает BloombergNEF. На рынке также появятся технологии нового поколения, которые могут изменить положение дел: от кремниевых и литиевых металлических анодов до твердотельных электродов, а также новые производственные процессы для катодных материалов и элементов.
В октябре исследовательская группа опубликовала второй ежегодный рейтинг глобальных цепочек поставок литий-ионных батарей, который показал, что хотя Китай продолжает лидировать в мире по степени участия в отрасли, другие страны, включая США и Европу, только начинают осваивать рынок, который может иметь как стратегическое, так и экономическое значение.