Европейская Комиссия должна поддерживать независимых агрегаторов электросетей.
Компании агрегаторы постоянно контролируют потребности электросети с одной стороны и энергопотребление большого количества распределенных активов с другой. Когда сеть находится в перегруженном состоянии или вне баланса, агрегаторы корректируют потребление или производство этих распределенных энергоактивов, чтобы помочь сети восстановить баланс. Эти услуги либо приводят к прямой компенсации со стороны оператора передаточной системы (ОПС), либо к снижению общего энергопотребления у владельца распределительного актива.
Преимущества работы с агрегаторами для владельцев солнечных электростанций двояки. Предлагая различные гибкости варианты работы , они позволяют получить дополнительные доходы, а также снизить совокупную стоимость электроэнергии за счет реализации таких стратегий, как стоимость компенсации пиковых нагрузок.
Агрегаторы не только выгодны владельцам солнечных электростанций, но и жизненно важны для роста установленных мощностей солнечных электростанций по всей Европе и за ее пределами. Увеличение числа устойчивых поставщиков гибких решений позволит более широко внедрять возобновляемые источники энергии в энергетический баланс. Это также приведет к появлению сетей с более низкими общими затратами и выбросами углерода, чем это было бы возможно, если бы только генерация, работающая на газе, использовалась для балансирования спроса и предложения.
Независимые агрегаторы предоставляют гибкие услуги без привязки к поставщику электроэнергии или балансирующей ответственной стороне. Они обеспечивают существенный путь на европейские рынки электроэнергии для владельцев гибких активов, таких как солнечные электрические станции, АКБ и тепловые насосы, а также позволяют поставщикам, которые в противном случае были бы слишком малы для участия.
Различные исследования, такие как SmartEn, показали, что независимые агрегаторы предлагают много преимуществ на европейских рынках электроэнергии. Одна из главных причин, по которой европейские политики рассматривают независимые компании агрегаторы как необходимые, — это выбор, который они предоставляют.
Регистрация с не зависимым агрегатором означает, что предприятия привязаны к одной энергетической компании. Это ограничивает рыночную конкуренцию и лишает потребителей электроэнергии возможности выбирать предпочитаемую энергетическую компанию, что потенциально может заставить их заключать контракты на поставку энергоносителей по завышенным ценам. Это одна из причин, по которой энергетические компании очень заинтересованы в гибкости, хотя это также противоречит убеждению, что европейские политики, как правило, стараются избегать доминирующего положения на рынке.
Однако в настоящее время отсутствует скоординированный европейский подход, позволяющий легко допускать на рынки электроэнергии независимые агрегаторы. Директива ЕС 2019/944 об общих правилах внутреннего рынка электроэнергии и Регламент 2019/943 о внутреннем рынке электроэнергии гласят, что члены ЕС должны разрешать и поощрять участие в реагировании на спрос потребления электроэнергии путем агрегации, а также разрешать конечным потребителям участвовать вместе с производителями на недискриминационной основе на всех рынках электроэнергии.
Они также заявляют, что потребители должны иметь возможность свободно покупать и продавать услуги по электроснабжению независимо от своих подрядчиков по поставке электроэнергии. Приветствуется то, что это требование «сверху вниз», однако в настоящее время оно не реализуется согласованно. Государства-члены ЕС должны обеспечить, чтобы нормативно-правовая база содержала необходимые механизмы, позволяющие независимым агрегаторам выходить на электроэнергетические рынки без необходимости получения согласия других игроков.
Без соответствующих нормативных актов не существует путей выхода на рынок независимых агрегаторов, и они просто не могут функционировать — как это происходит в большинстве стран ЕС в настоящее время. Политика, как правило, медленно меняется на уровне государств-членов из-за действующего эффекта. Традиционные энергетические компании отталкиваются от независимых агрегаторов, поскольку видят в них угрозу для своей бизнес-модели. Другая причина заключается в том, что это требует дополнительной работы. Менталитет как ТСО, так и операторов распределительных систем заключается в том, чтобы все оставалось как есть, если они работают. Их нужно подтолкнуть к изменениям.
Нынешняя политика не заходит слишком далеко, поскольку независимые агрегаторы все еще не в полной мере признаны в качестве сторон, способных обеспечивать сбалансированное обслуживание. Даже на самых передовых рынках им все еще разрешено работать только на определенных рынках.
Для того чтобы независимые агрегаторы были признаны за ту жизненно важную роль, которую они могут играть на рынке электроэнергии, должны произойти три вещи. Во-первых, на ранних стадиях развития рынка не допускается участие стороны спроса ни в балансирующем, ни в резервных рынках — это необходимо изменить. Во-вторых, агрегирование также должно быть разрешено на всех рынках. Это позволяет агрегатору действовать от имени многих различных организаций, каждая из которых в противном случае была бы слишком мала для самостоятельного участия в рынках, но когда вместе они могут оказать большое влияние. Наконец, необходимо признавать и поощрять независимость. Например, в Швеции допустимы агрегирование и агрегирование со стороны спроса, но компании все равно должны работать с уравновешивающей ресурсной партией, ограничивая конкуренцию и инновации.
Стоит также отметить, что существует значительная разница между энергетическими рынками и балансирующими рынками. На первом из них энергия продается и покупается для использования в будущем, а на основных рынках — на сутки вперед. Этот метод позволяет производителям, в том числе и владельцам солнечных электростанций , попробовать продать все мощности, которые они планируют производить, а потребители покупают то количество, которое, как они думают, им понадобится на следующий день.
В любое время должно быть произведено столько энергии, сколько потребляется. Если мощности недостаточно или избыточно, то TSO должны балансировать сеть. Именно в этом и заключается балансировка рынков.
В настоящее время проще позволить независимым агрегаторам участвовать в балансировании рынков. Однако ЕС хочет и нуждается в том, чтобы независимые агрегаторы были легко допущены и на энергетические рынки.
Необходимы всесторонние консультации для поощрения стран к тому, чтобы они разрешили независимым агрегаторам выходить как на энергетические, так и на балансирующие рынки. Кроме того, потребуется мужество со стороны TSO, чтобы протолкнуть ситуацию перед лицом давления и отталкивания традиционных участников. Эти традиционные участники часто используют свои собственные традиционные электростанции для оказания услуг по балансировке. Независимый агрегатор работает с предприятиями для использования децентрализованных активов для предоставления этих услуг.
Существует также опасение, что на энергетической безопасности и энергоснабжении может сказаться привлечение независимых агрегаторов. Однако результаты, полученные от стран и регионов, которые уже позволили независимым агрегаторам выйти на рынок, таких как Северные страны и Нидерланды, показывают, что проблемы с энергетической безопасностью не существует и что в любое время можно поддерживать достаточный уровень энергоснабжения.
Потребуются также изменения в политике, ориентированные на конкретные страны, при этом регулирующие органы должны будут признать независимые агрегаторы. Недавно в Испании был принят закон, официально признающий их, но он все равно должен быть утвержден регулирующим органом и TSO.
Более независимые агрегаторы должны войти на рынок, чтобы помочь сформировать системы электроснабжения будущего, поскольку они будут играть жизненно важную роль в повышении гибкости участия и обеспечении успешного перехода к энергоснабжению. Однако им требуется определенная помощь на этом пути в виде изменений в сфере регулирования и отхода от статус-кво.