Первая литий-ионная батарея сошла с конвейера шведской компании Northvolt
Компания Northvolt объявляет о том, что первая литий-ионная батарея сошла с конвейера на шведском заводе в Скеллефтео.
Во вторник компания Northvolt отпраздновала ввод в эксплуатацию своей гигафабрики Northvolt Ett сборкой первой европейской ячейки литий-ионного аккумулятора.
» Эта ячейка — первая, которая была полностью спроектирована, разработана и собрана на гигафабрике отечественной европейской аккумуляторной компанией», — говорится в опубликованном сегодня пресс-релизе компании.
Производитель уже заключил контракты на сумму 30 миллиардов долларов от таких клиентов, как BMW, Fluence, Scania, Volkswagen и Volvo Cars, и намерен начать коммерческие поставки в следующем году.
Стремясь избежать предполагаемых ошибок индустрии солнечных элементов и модулей, Европа имеет амбициозные планы по созданию заметного внутреннего присутствия по производству батарей.
Действительно, в 2018 году созданный годом ранее Альянс ЕС по батареям призвал промышленность воспользоваться преимуществами ожидаемого в 2025 году рынка аккумуляторов объемом 250 млрд евро, построив от 10 до 20 европейских гигафабрик по производству аккумуляторов.
По данным компании Delta-EE, опубликованным в июле этого года, европейские мощности по производству литий-ионных ячеек должны увеличиться в десять раз к 2025 году, причем на этот год запланировано строительство 25 гигафабрик, а еще пять уже объявлены на 2030 год. Это означает, что к 2025 году общая годовая производственная мощность составит около 591 ГВт-ч.
«Мы выявили шесть гигафабрик, действующих в настоящее время в ЕС, что эквивалентно общей производственной мощности литий-ионных ячеек в 62 ГВтч. Ожидается, что к 2025 году этот показатель увеличится до 25 заводов и производственной мощности около 591 ГВт-ч, а к 2030 году достигнет 664 ГВт-ч», — написал аналитик Delta-EE Жуан Коэльо в июльском выпуске журнала pv.
Он добавил, что Германия имеет как самое большое количество запланированных гигафабрик к 2030 году (девять проектов), так и запланированную мощность, почти в три раза превышающую мощность Венгрии, следующей по величине. «Ожидается, что к 2030 году Tesla, Northvolt и LG Chem захватят 32% от общей доли европейских мощностей литий-ионных аккумуляторов, с дальнейшим потенциалом участия Northvolt в будущих проектах для Skoda».
Northvolt также, похоже, занимает центральное место в европейских планах по производству аккумуляторов. Компания, основанная в 2016 году шведским предпринимателем Петером Карлссоном, стремится занять 25% европейского рынка аккумуляторов к 2030 году — с предполагаемыми производственными мощностями в 150 ГВт-ч в год.
В сентябре 2017 года компания объявила, что швейцарская ABB подписала меморандум о взаимопонимании (MoU) о поставках и поддержке нового завода по производству литий-ионных аккумуляторов, который Northvolt строит в Швеции. На тот момент ожидалось, что производство начнется в 2020 году.
В следующем году компания Northvolt сделала целый шквал заявлений о финансировании. Они начались в январе с сообщения о том, что Scania, производитель грузовиков, принадлежащий немецкому концерну Volkswagen, обещал вложить в завод 10 миллионов евро. В феврале компания получила еще около 15 млн евро от Шведского энергетического агентства (Energimyndigheten). В том же месяце компания получила одобрение на кредит Европейского инвестиционного банка ( EIB) в размере до 52,5 млн евро для поддержки пилотного демонстрационного завода Northvolt в Вэстеросе.
В октябре 2018 года компания Northvolt объявила о планах по строительству производственного завода в Гданьске, Польша. Компания заявила, что его первоначальная мощность составит 10 000 батарейных модулей в год, а производство начнется в 2019 году.
Год спустя, в июне 2019 года, компания привлекла $1 млрд в виде акционерного финансирования для строительства своего шведского предприятия, доведя общий объем финансирования до €3 млрд. На тот момент цель завода Northvolt Ett, расположенного в Скеллефтео, Швеция, заключалась в производстве 40 ГВт-ч батарей к 2020 году.
В тот же день компания также объявила о создании совместного предприятия 50 на 50 с Volkswagen в Германии под названием Northvolt Zwei Factory, которое будет производить 20 ГВт-ч аккумуляторов в год.
Не желая оставаться в стороне, в ноябре 2019 года генеральный директор Tesla Элон Маск заявил, что компания построит свою четвертую глобальную гигафабрику в Берлине-Бранденбурге, Германия. Открытие завода было запланировано на лето 2021 года, однако никаких новостей о проекте не поступало с 2020 года, когда Маск опубликовал рендер планируемого объекта.
На некоторое время новости затихли, пока в июле 2020 года компания Northvolt не привлекла еще одну внушительную финансовую поддержку, на этот раз от ряда государственных финансовых учреждений, коммерческих банков и пенсионных фондов, которые выделили 1,6 миллиарда долларов США в виде долгового финансирования для планов строительства заводов в Швеции и Германии.
Вслед за этим, в августе 2020 года французская компания Verkor — при содействии финансируемого ЕС исследовательского органа по устойчивой энергетике EIT InnoEnergy, компании Schneider Electric, специализирующейся на цифровых решениях в области энергетики и автоматизации, и парижской инженерной группы IDEC — заявила о намерении создать завод по производству аккумуляторов, производство которых начнется в 2023 году с первоначальной годовой производственной мощностью 16 ГВтч, которая может возрасти до 50 ГВт*ч в зависимости от спроса.
По данным Verkor, первоначальная стоимость завода площадью 200 га составит 1,6 млрд. евро, и на нем будет создано более 2 000 рабочих мест, а также тысячи других рабочих мест в цепочке поставок.
В новом году, в феврале 2021 года, компания Verkor объявила, что к проекту присоединился французский промышленный консультант Capgemini для улучшения производственного процесса, и что завод будет расположен в Родезе, примерно в 150 км к северо-востоку от Тулузы, в департаменте Авейрон провинции Окситания.
Итальянский стартап Italvolt также объявил в феврале, что хочет построить в Италии завод по производству аккумуляторных батарей для электромобилей стоимостью 4 млрд евро. Место для проекта в настоящее время определяется, а первоначальная мощность завода должна составить 45 ГВт*ч. Завершение первого этапа проекта ожидается к концу 2024 года.
Компания Northvolt не осталась в стороне и вновь активизировала свою игру, объявив в том же месяце о намерении инвестировать еще 200 миллионов долларов в производственный комплекс в Польше. Начало производства запланировано на 2022 год с первоначальной мощностью 5 ГВт*ч, а позднее мощность может быть увеличена до 12 ГВт*ч, заявила компания, добавив, что в связи с планом расширения будет также создан новый центр исследований и разработок.
В следующем месяце министр промышленности, торговли и туризма Испании Рейес Марото объявил, что правительство намерено создать частно-государственный консорциум во главе с производителем автомобилей SEAT-Volkswagen и испанской энергетической компанией Iberdrola для создания первого завода по производству аккумуляторных батарей для электромобилей в Испании. Ни сроки, ни конкретные цифры инвестиций в проект указаны не были, но министр заявил, что это будет «первый завод по производству батарей в Испании», который будет расположен рядом с заводом SEAT в Марторелле, недалеко от Барселоны, в регионе Каталония.
Также в марте Volkswagen объявил о стратегическом альянсе с Iberdrola для расширения электрификации в Испании, в дополнение к связям с итальянской компанией Enel и британской энергетической группой BP в Европе, а также другими партнерами, такими как Ionity и Aral. В дополнение к основной цели — поставке возобновляемой энергии для цепочки создания стоимости электромобилей, компании заявили, что они намерены развивать сеть инфраструктуры общественной зарядки и построить до шести гигафабрик в Европе с общей производственной мощностью 240 ГВт*ч. Ожидается, что первые две фабрики будут работать в шведском городе Скеллефтео и в Зальцгиттере, Германия (это фабрики Northvolt).
В июне 2021 года компания Northvolt объявила о том, что планирует привлечь 2,75 миллиарда долларов США через частное размещение акций для расширения мощности своей шведской производственной площадки с 40 ГВт-ч до 60 ГВт-ч.
Наконец, в прошлом месяце производитель объявил, что его программа по переработке отходов Revolt выпустила первую ячейку литий-ионной батареи с никель-марганец-кобальтовым (NMC) катодом, изготовленным из металлов, полученных в результате переработки отходов батареи.
«Процесс переработки может восстановить до 95% металлов в батарее до уровня чистоты наравне со свежим первичным материалом. Сейчас нам необходимо увеличить мощности по переработке в преддверии будущих объемов батарей, требующих переработки», — сказала в то время Эмма Нехренхайм, директор по охране окружающей среды Northvolt и руководитель Revolt.
Через Revolt Ett компания Northvolt также работает над созданием гигамасштабного завода по переработке, расположенного рядом с гигафабрикой Northvolt Ett.
«Завод по переработке отходов, строительство которого начнется в 1 квартале 2022 года, а эксплуатация — в 2023 году, будет получать материалы для переработки из двух источников: отслуживших свой срок батарей от электромобилей и производственного лома с Northvolt Ett», — говорится в пресс-релизе.
В нем говорится, что восстановленные материалы с «Револьт Этт» будут поставлять на соседний завод переработанные металлы в количестве, достаточном для производства 30 ГВт*ч батарей в год.